Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Авторы:

«Я никогда не работала ради денег»:

Марина Дубова об урбанистике и архитектуре

В рамках спецпроекта «Москва Студенческая» «Теории и практики» поговорили с архитектором-градостроителем Мариной Дубовой о МАрхИ, поведении людей в публичных пространствах и городских сообществах.

МАрхИ

Когда я решила, что хочу учиться в МАрхИ я поступила в школу при нем, так называемый «полтинник». Я вообще не умела на тот момент рисовать, не училась в художественных школах, так что я нарисовала экзамен на тройку, а требовалось хотя бы на «четыре». Пришла к директору и сказала: «Мне очень, очень надо, понимаете?». У меня была хорошая успеваемость в первой школе, директор на меня посмотрела и, в общем, я была единственным человеком с «тройкой» на вступительном экзамене в своем классе. 

Рисовать я ненавидела всегда. И ненавижу до сих пор. И если меня кто-то просит нарисовать «меня как на фотографии», меня просто начинает трясти. Но я обожала чертить, клеить макеты и придумывать всякие штуки. Вообще экзамены вступительные в МАрхИ не оправдывают себя - потому что, окей, чертить ты должен, но рисунок никак не отвечает за твою творческую составляющую. То, что ты умеешь нарисовать на «девятку» Сократа или Афродиту, вообще никак не говорит о том, каким ты будешь архитектором. Я недобрала один балл при поступлении и поступила на платное.

После этого у меня в глубине души закрались сомнения, что, может быть, я и не архитектор вовсе, если я одного балла недобрала? И я начала вкалывать. У меня такая мотивация появилась, что я не спала днями и ночами, пыталась догнать и перегнать всех своих одногруппников. После второго курса начиналась специализация. Я попала в двадцатку лучших студентов, поэтому могла не проходить по портфолио, а просто поступить к любому преподавателю.

В двадцать лет ты не можешь на самом деле решить, чем ты хочешь заниматься всю оставшуюся жизнь. Я пошла на кафедру градостроительства, думая, что никогда в жизни не буду этим заниматься. Но в итоге я реально им заболела, осталась на кафедре, защищала диплом архитектора-градостроителя, ни о чем не жалею и вот уже второе высшее получаю по этому направлению. 

Мой дипломный проект был посвящен реконструкции города Тында Амурской области. Это маленький городок на Транссибе, который был столицей БАМа в свое время и там было 60 тысяч жителей, целлюлозный завод и институт транспорта. И так как людям там особо нечего делать, все разъезжаются в те города, где больше возможностей. И поэтому в 2011 году там уже было 30 тысяч человек. И вот я делала реконструкцию этого города. 

Я никогда не училась ради получения диплома, корочки или какой-то оценки, я всегда хотела сделать проект, который бы меня саму удовлетворял — и конечно, еще очень круто, если он нравится окружающим. Поэтому своим дипломом я до сих пор довольна.

Работа и магистратура Вышки

Работать я начала на третьем курсе. Это была градостроительная мастерская, я туда пришла работать техником-архитектором, так как у меня на тот момент не было даже диплома бакалавра, они по законодательству не могли меня взять архитектором. И я там работала, пока в один прекрасный момент не поняла, что сижу в одном месте четыре года и пора что-то менять, возможно, я вообще не в том месте нахожусь. Я разочаровалась в том, чем занимаюсь и испугалась, что до конца жизни буду рисовать эти генеральные планы, когда тебе сверху спускают девелоперы ТЗ, а там уже все просчитано-рассчитано. Мне же всегда была интересна психология людей - как они ведут себя в городе, почему они поступают так или иначе, как они участвуют в организации города.

Я закончила институт, работала, каждый день приходила на работу в 10 и уходила ровно в 7. И в этот момент я поняла, что мне чего-то не хватает. Я хотела поехать учиться за границу - точнее этого очень хотели мои родители. Мне было интересно пожить за границей и поучиться по тамошней системе образования, но для меня было катастрофичным бросить всех своих друзей и на два года уехать. Потому что я себя некомфортно чувствую в совершенно другой обстановке, где нет близких мне людей и близких мне мест городских. 

Но тем не менее, я поступила в архитектурную школу Bartlett на Urban Design и уже когда паковала чемоданы, за две недели до того, как я должна была туда уехать, мне пришло письмо, что, разбираясь в десятый раз в моих документах, они нашли, что в моем тесте по английскому в одной из четырех граф было на полбалла меньше, чем нужно и поэтому мне написали: «Мы не можем вас принять, вы должны пересдать экзамен». Но у них-то там в Англии ты записываешься, приходишь на следующий день, а назавтра уже получаешь результат. У нас на это уходит месяц. Они оказались очень жесткими. Я писала, понятное дело, слезные письма - давайте я у вас там сдам, что угодно. Мне сказали: «Нет, мы можем вас записать на следующий год». А у меня там внутри уже все оборвалось: я ехала в Англию, новый этап жизни - я с работы уволилась! 

Я залезла на сайт Вышки и увидела, что остается ровно три дня до конца срока подачи документов на вечернее, дневное я уже пропустила. И я весь своей комплект - портфолио на английском, все бумаги на английском — отнесла в Вышку и поступила в магистратуру с 95 баллами из ста, на «ура». 

Вечернее так устроено, что есть три блока по две недели в году, когда ты учишься с 11 утра до 9 вечера. Есть курс экономики: ты приходишь - и у тебя четыре пары экономики. И у тебя понедельник-вторник-среда по четыре пары экономики, а потом, не знаю, четверг-пятница-суббота по четыре пары еще какого-то предмета. Естественно, ты вечером уходишь - и у тебя усваивается первая пара от силы. Все остальное у тебя уже накладывается каким-то мертвым грузом, и ты ничего не можешь вспомнить уже в тот же день. А потом, в конце этих двух недель ты сразу сдаешь экзамены. 

В общем, после первого семестра я поняла, что это вообще не мой вариант. Это очень неудобно, это минимальный коэффициент полезности. И я написала письмо ректору с просьбой перевести меня на дневное, и, так как у меня было 95 баллов из 100, меня перевели на дневное и со второго семестра я уже училась на дневном. Которое на самом деле начинается в шесть вечера. Оно формально дневное, но по факту вечернее. 

Я учусь на “Управление пространственным развитием городов”. У меня одногруппники социологи, географы, культурологи, экономисты. И всего два архитектора. Я привыкла проектировать, а чуваки все первое образование свое высшее писали. В МАрхИ ты залезал в интернет, скачивал и компилировал - может быть, из двух максимум источников. Тут же ты должен был сам писать - и не просто «прочитал в интернете - пересказал своими словами», а еще выводы, вступление, заключение, оформлять по каким-то правилам, список литературы в алфавитном порядке. Для меня это был космос, я реально от этих правил сходила с ума. 

Поэтому учеба, конечно, была тяжелая. Но я научилась писать. Я не могу сказать, чтохорошо пишу, но во всяком случае, когда я потом работала аналитиком на «Стрелке» и мы там писали всякие тексты, я справлялась. И я почувствовала, что если бы я два года назад пришла на эту работу, я бы и строчки не смогла написать

Совет:

Ни в коем случае не добавляйте преподавателей в социальных сетях, особенно во всяких инстаграмах и форскверах. Особенно если у вас есть пагубная привычка постить фотографии котиков или чекиниться в барах в то время, когда вы прогуливаете их пары.

Кирилл, студент РУДН

Публичные пространства и городская среда

Курсовая первого моего года в Вышке называлась «Публичные пространства: технологии проектирования и социальные практики». Мне всегда было интересно эту тему глубже копнуть. И я наблюдала очень много: ходила в разные парки и скверы и смотрела, как люди себя ведут. Это очень смешно, когда, например, есть сквер и там нет лавок. Люди заходят туда, оглядываются, закуривают сигарету, неловко себя чувствуют и через две минуты уходят. Место пустует - сквер с красивыми клумбами, но там нет ни одной скамейки, это настолько тупо, что невозможно даже описать. 

Или когда сделали бульвар новый, Петровский, - там был гравий посередине и с двух боков отбивка плитами. И ты мог встать в начале и увидеть его конец, потому что люди не идут по гравию. Люди идут как муравьи, причем в одну и в другую сторону, по бокам впритык к бордюрчику. Ты стоишь и понимаешь, что это из-за того, что гравий попадает в открытую обувь. Еще я провела большое теоретическое обоснование — взяла энное количество авторов и их критерии оценки публичных пространств. Самое главное, что было у всех, - возможность сидеть. Там был целый набор - и я ходила по публичным пространствам и оценивала их на предмет того, по каким критериям они соответствуют стандартам. 

______________

Все потребляют город, но при этом никто не хочет в нем участвовать

______________

Я начала думать, о чем могло бы быть мое магистерское исследование и поняла, что мне очень интересна вовлеченность жителей в организацию города. У нас в Москве ее практически нет. Все потребляют город, но при этом никто не хочет в нем участвовать. Это связано в первую очередь с тем, что из-за очень быстрого развития высоких технологий людям необязательно общаться со своим соседом по лестничной клетке, потому что он может своему другу позвонить в Америку и протрепаться с ним по Skype’у два часа.  

Я пятнадцать лет живу в своем подъезде и не знаю своего соседа снизу. Если у меня в два часа ночи закончился соль, я скорее поеду на такси в магазин, чем постучу в соседнюю дверь. Пропадают бабушки, сидящие на скамейках около подъезда. И в принципе, людям легче отдать бабки, перечислить с карточки виртуальные деньги, чем пойти и посадить дерево у себя во дворе. Пропадает активность горожанина в посильной помощи существованию города. 

Совет:

Направление, в котором человек начинает свое образование, определяет его будущее.

Платон

«Стрелка»

На «Стрелку» я пришла совершенно случайно. Я закончила первый курс магистратуры, на тот момент я четыре или пять месяцев не работала. Я взяла в долг денег, ушла с работы и первый раз за шесть лет ничего не делала, нигде не работала, только ходила на пары. Иногда внаглую не ходила на пары, просто кайфовала от пустого дня, которого так много лет не было. Я спала по 4-5 часов на протяжении многих лет, считала минуты, чтобы успеть все сделать, - а тут у меня появилось время на себя. 

Летом меня подружка позвала на презентацию проекта «Чего хочет Москва». Послушав, я поняла: «Я хочу заниматься вовлеченностью жителей в организацию города». Я написала руководителю проекта Оле Полищук на фейсбуке: «Привет, меня зовут Марина, я училась там-то и там-то, работала там-то и там-то, мне очень интересна эта тема». Оля сказала: “Окей, приходи на следующий день, поговорим на «Стрелке». Я пришла и стала там аналитиком. 

Это был тот момент, когда у меня уже заканчивались деньги, которые я одолжила. Я понимала, что мне надо искать работу, а я до этого ни разу не искала работу. Всегда все халтуры сами находили меня. После этого я поработала аналитиком полгода, проект закончился в январе 2014. И моя курсовая постепенно ушла в краудсорсинг — я писала о вовлеченности жителей путем краудсорсинга. Я правда считаю, что это очень рабочий механизм. 

Надо отдать должное, опять же, Полищук, которой я сразу сказала, что буду параллельно учиться. И поэтому каждый день в полшестого я говорила «Пока». Но бывали, конечно, разы, когда у меня в 9, допустим, заканчивалась пара - я ехала обратно и мы сидели, там до трех, до четырех ночи. 

Родители и отношение к деньгам

Я училась на платном и стипендии у меня не было. Я начала работать на третьем курсе потому, что уже не могла просить денег у родителей. Я не могла объяснять, что мне нужны деньги, чтобы купить что-то или пойти куда-то с друзьями. Мне говорили: ты можешь без этого обойтись и не давали денег. Дошло до крайности - и я пошла работать. Сначала работала вообще на полставки, получала копейки, но мне их хватало. Я жила с родителями, квартиру не снимала. Мне хватало на то, чтобы ходить в кафе с друзьями и покупать шмотки, которые я хотела. Больше у меня особо никаких желаний не было. У меня очень хорошо зарабатывающие родители, они в разводе, оба живут в центре, у обоих машины. Но я при этом перестала брать у них деньги.

Путешествия и поездки были студенческие - на них не надо было много денег, мы не ездили на три месяца в Америку, мы срывались на выходные в Минск или еще куда-то в этом роде. У нас были архитектурные фестивали два раза в год в России: мы ездили зимой в какой-нибудь Каргополь, в котором ты на сто рублей объедаешься самой вкусной домашней еды и за проживание платишь двести рублей в день. Это все было очень дешево и на это не нужно было каких-то миллионов.

С платой за обучение в МАрхИ была смешная штука. Ты поступаешь на первый курс и платишь 50 тысяч рублей, но оплата меняется с инфляцией. Поэтому к третьему курсу я уже платила 80 тысяч рублей за семестр. Когда я училась на третьем курсе, вышел закон, что когда ты поступаешь в институт, тебе эту плату делают фиксированной. Но мы уже были в этой системе и нам очень повезло, потому что мы были третьим курсом, к которому подтянули второй и первый, то есть, они стали платить больше, а мы остались на той же планке и платили эти же 80 тысяч до конца. Вышка, пока я училась на вечернем, стоила 110 тысяч в семестр. Родители всегда без вопросов платили за мои знания. Но больше они денег ни на что не давали. 

Папа мне в 18 лет перестал давать деньги. Он сказал: ты теперь взрослая. А я только поступила на первый курс и вкалывала тогда целыми сутками, чтобы догнать своих однокурсников, у меня не было возможности брать никакой подработки, ни официанткой, ничего. Мама давала мне денег, но мне их откровенно не хватало. Я должна была объяснять, на что мне они нужны, должна была приходить и говорить: “Мне нужно джинсы купить, они стоят, там, 3000 рублей”. И мама говорила: “Ты можешь купить их дешевле”. У меня родители психологи, мне кажется, это было такое толкание меня во взрослую жизнь. Когда она узнала, что папа уже отписался, она поняла, что придется ей еще пару лет мне помогать.

Совет:

Если на каникулах решите все-таки куда-нибудь поехать, не вздумайте идти в турагентство — покупайте все билеты в интернете самостоятельно. Так экономичней. Оплачивайте покупки социальной картой по всему миру и в интернете.

______________

Мне несколько раз делали предложения работы, которая мне максимально неинтересна, но там платили бы в два раза больше

______________


Но потом я уже сама сказала: все, я больше денег брать не буду, и начала работать. У меня не было - и до сих пор нету (наверное, это неправильно и плохо) - такого, чтобы я работала ради денег. Я работаю за идею и часто от этого страдаю. Я иду в интересный мне проект, заниматься интересным мне делом, которое может как-то повлиять на то, что сейчас происходит в городе. Но при этом мне несколько раз делали предложения работы, которая мне максимально неинтересна, но там платили бы в два раза больше. Наверное, это связано с тем, что у меня нет семьи, нет детей, нет каких-то обязательств, я отвечаю только сама за себя. И поэтому сейчас я могу в свободном режиме работать и выбирать, что мне интересно. 

В принципе, того, что я зарабатывала, мне всегда хватало. И главное, я поняла, что если у меня много денег, если я взяла какую-то халтуру и у меня 100 лишних тысяч появилось, я их спускаю моментально. Я покупаю ненужные вещи, подарки друзьям, прихожу в бар и угощаю всех друзей, в общем, они у меня пропадают моментально. Сколько бы я ни зарабатывала, я не могу отложить в носочек куда-нибудь и хранить на какой-нибудь черный день. Поэтому абсолютно без разницы, что я буду зарабатывать 50 тысяч, что я буду зарабатывать 100, что 200. Я просто буду покупать себе джинсы или за 3000, или за 6000, или за 9000. И я просто могу не делать каких-то вещей и вписываться в ту зарплату, которая у меня есть сейчас. 

Доходы:

Траты:


Отложенных денег у меня нет, так как копить я совершенно не умею. Только если была какая-то крупная халтура, то они остаются на какое-то время, но в итоге постепенно тоже рассасываются. Сейчас у меня лежат отложенные евро, потому что в последние несколько поездок я брала с собой слишком много и привозила в итоге обратно, складывала в конвертик и так в итоге они там и лежат, если бы это были рубли, то давно бы и их просадила, а так вроде как это наверно мое "на черный день". Ну и очень классно иметь молодого человека, который везде за тебя платит, даже примерно не могу посчитать сколько на этом экономлю. А, ну еще есть стипендия — мизерная, конечно. Поэтому никакими специальными банковскими продуктами, кроме пластика, я не пользуюсь, вкладов и сберкнижек у меня тоже нет. Была социальная карта москвича, но я ее, к сожалению, недавно лишилась — пошла на свою голову на закрытие “Армы” и потеряла карточницу вместе с ней. Теперь буду вместе с другими банковскими восстанавливать.

Читайте далее